Гитарная школа

Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента-наблы, внешним видом напоминающего гитару. Как свидетельствуют иероглифические надписи, набла - символ добра. Гитара была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных памятниках Ассирии, Вавилонии и Финикии. В ХIII в. арабы завезли ее в Испанию, где она вскоре получила полное признание.

Слово "гитара" арабского происхождения. В конце XV в. состоятельные семьи Испании начинают соперничать между собой в покровительстве наукам и искусству. Гитара наравне с лютней и другими щипковыми инструментами становится излюбленным инструментом при дворах.

С XVI в. увлечение щипковыми инструментами проникает в глубокие массы. Для них создается огромная литература. Имена композиторов, представлявших ее, составляют длинную вереницу: Милан, Корбетто, Фуен-льяна, Марин-и-Гарсиа, Санз и многие другие. Пройдя большой путь развития, гитара приняла современный внешний вид. До XVIII в. она была меньше размером, и корпус ее был довольно узким и вытянутым. К середине XIX в. гитара получила окончательную форму и стала больше. На ней появилось шесть струн со строем: ми, си, соль, ре, ля, ми. Из Испании гитара была завезена в западноевропейские страны и Америку, где завоевала 6ольшую популярность.

В конце XVIII в. в Испании появляются композиторы и виртуозы Ф. Сор и Д. Агуадо; одновременно с ними в Италии - М. Джулиани, Л. Лениани, Ф. Карулли, М. Каркассс и другие. Они создают литературу для этого инструмента, начиная от мелких пьес и кончая сонатами и концертами с оркестром.

Итальянец Джулиани является основоположником итальянской гитарной школы. Он был блестящим гитаристом, а также в совершенстве владел скрипкой. Когда в 1813 г. в Вене впервые исполнялась Седьмая симфония Бетховена под управлением автора, Джулиани принимал участие в ее исполнении в качестве скрипача. Бетховен высоко ценил Джулиани как композитора и музыканта. Его сонаты, концерты с оркестром исполняются современными гитаристами, а педагогическая литература является ценным наследием и для педагогов и для учащихся.

Многие западноевропейские композиторы XIX в. - Ф. Шуберт, К. Вебер, Р. Крейцер, А. Диабелли, Л. Шпор, И. Гуммель и другие - пишут произведения для гитары соло, а также замечательные ансамбли с участием гитары. Берлиоз в своем знаменитом трактате по инструментовке посвятил гитаре целую главу.

Во второй половине ХIХ в. в истории гитары появилось новое яркое имя - испанский композитор, солист-виртуоз. И педагог Франсиско Таррега. Он создает свой стиль письма. В его руках гитара превращается в маленький оркестр. Франсиско Таррега родился 21 ноября 1852 г. в Испании, в городе Вильяреаль провинции Валенсия. Любовь к гитаре у мальчика проявилась в раннем детстве, когда он слушал уличных музыкантов-гигаристов. Первым учителем Тарреги был гитарист и композитор Аркас, который привил ученику хороший вкус и любовь к гитаре. Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепиано, продолжая совершенствоваться в игре на гитаре. Свой первый концерт Таррега дал в театре Альгамбры не на рояле, а на гитаре. Концерт прошел с огромным успехом. Дальнейшую свою жизнь Таррега посвятил гитаре. Исполнительское творчество этого замечательного музыканта оказало влияние на творчество его друзей-композиторов Альбениса, Гранадоса, де Фалья и других, В их фортепианных произведениях часто можно услышать подражание гитаре. Слабое здоровье не давало Тарреге возможности концертировать, поэтому он посвятил себя педагогической деятельности. Можно смело сказать, что Таррега создал свою школу игры на гитаре. К числу его лучших учеников относятся Мигуэль, Льобет, Эмелио Пухоль, Доминико Прат, Даниэль Фортеа, Илларион Лелюп и другие известные концертанты. Многочисленные ученики Тарреги передают его метод преподавания. К настоящему времени изданы школы Д. Фортеа, Д. Прага, И. Лелюпа, И. Аренса и П. Роча, основанные на методе обучения Тарреги. Умер Таррега в 19О9 г.

В XX в. появляется имя великого испанского гитариста Андерса Сеговии. Родился он 17 февраля 1894 г. музыкальном институте Гранады. В 19О9 г. он впервые выступил как гитарист-концертант в Гранаде, вслед за тем последовали его концертные выступления в других городах Испании. В 1922 г. Сеговия поехал в Южную Америку, где его концерты прошли с огромным успехом. С этого Времени он концертирует в Германии, Австрии и Франции. В 1926- 1927 гг. он приезжал на гастроли в СССР. В Советском Союзе его также ждал успех. Вот что писал о Сеговии академик Б. В. Асафьев: "Культура игры на гитаре в Испании давняя, старинная, и корни ее уходят в далекое романтическое прошлое. Представитель этой культуры - Сеговия, прежде всего серьезный и строгий музыкант. Его исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве дурного тона. Слушать его - своеобразное наслаждение; благородство звука, ритм, интенсивнейшая сдержанность исполнения, четкость и чистота интонаций (флажолеты просто изумляют!), безупречность вкуса, утонченность, не показное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков - вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговии, в игре, столь необычной у нас, где искусство это так опошлилось. Сеговия ни на один момент не упускает из виду пластики форм: он красиво и последовательно подчеркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает ее хрупким, как утонченная резьба, орнаментом...".

В 1935 -1936 гг. Сеговия вновь гастролирует в Советском Союзе, везде вызывая восхищение своим мастерством. Он исполнял произведения классиков-гитаристов: Сора, Джулиани, транскрипции произведений Чайковского, Шуберта, Гайдна и оригинальные произведения испанских композиторов: Турина, Торробы, Тансмана, Кастельнуово - Тедеско и других композиторов. У Сеговии состоялось немало встреч с советскими гитаристами, на вопросы которых он охотно отвечал. В беседах по поводу техники гитарной игры Сеговия указывал на особую важность не только постановки рук, но и правильного применения аппликатуры.

Гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве России. В произведениях композиторов 30-50-х гг. прошлого века явно ощущается ее влияние. Фортепианное сопровождение многих романсов М. Глинки и А.Даргомыжского написано в стиле гитарного сопровождения. Путешествуя по Испании, Глинка под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо создал свои гениальные произведения для симфонического оркестра: "Арагонскую хоту" и "Ночь в Мадриде". Композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и другие свои широко популярные романсы и песни написали в расчете на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанементу. Свои задушевные романсы, полные элегической грусти или романтической взволнованности, Варламов пел, сопровождая их мягкими переборами на гитаре.

В 1931 г. в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру на гитаре. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре были П. С. Агафошин и П. И. Исаков. В 1932 г. преподавание на гитаре было введено в Московской, Киевской и других консерваториях.

Петр Спиридонович Агафошин родился в 1874г. Более сорока лет он работал артистом оркестра в Государственном Малом театре. С 1931 г. вел класс Гитары в музыкальном училище им. Октябрьской революции и Московской государственной консерватории. Многие современные советские гитаристы являются его учениками. Агафошину принадлежит книга "Новое о гитаре", изданная в 1928 г. Свыше десяти сборников пьес классиков шестиструнной гитары и шесть альбомов собственных транскрипций и композиций выпущены в 1930-1950 гг.

В 1952 г. было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе им. Стасова. Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы.

В 1960 г. в музыкальном училище при консерватории введено обучение игре на гитаре. Гитара не преподавалась в музыкальных училищах России около ЗО лет. Уже после кончины А. Иванова-Крамского классы гитары открылись в Гнесинском институте и других вузах России.

Многие крупные советские композиторы создали и создают немало оригинальных сочинений для гитары. Композиторы Б. Асафьев и Н. Речменский помимо небольших пьес написали произведения крупной формы - концерты для гитары и симфонического оркестра. Композитор В. Шабалин написал целый ряд замечательных произведений для гитары. Многие советские композиторы пишут для гитары: В. Золотарев, А. Мосолов, Н. Иванов, Б. Страннолюбский, Н. Ряузов, И. Ильин и другие.

Можно с уверенностью сказать, что гитара теперь заслужила всеобщее признание, лучшие музыканты, композиторы, певцы принимают большое участие в пропаганде этого замечательного инструмента.
(По книге "Школа игры на шестиструнной гитаре", автор- A.М. Иванов-Крамской)





Дорогие друзья!
Я искренне благодарен за сотрудничество всем тем, кто принимал и принимает участие в этом проекте и в первую очередь Новаковскому Александру как идейному вдохновителю и организатору создания моего сайта! Пусть музыка прольётся целебным бальзамом на ваши души и сердца!
С уважением А.Батеньков.

Музыка онлайн


В ожидании теплого лета

Свеча

Загадай на любовь

Ночной сонет

Прости за любовь

Разбросала судьба

Я вам не пара

Глаза в глаза

Ты далеко